Ссылки
- Блог на “Эхо Москвы”
- Дневник губернатора
- Живой Журнал Никиты Белых
- Сайт Правительства Кировской области
- Твиттер Никиты Белых
Новости 
-
НТВ – ответ четвертый
-
НТВ – ответ третий.
-
Чрезвычайное происшествие на НТВ. Ответ второй.
-
ТВ
-
2011
-
-
Итоги новогоднего конкурса
-
О вреде ледяных горок
-
Хрисанф
-
C Новым годом!
Статьи и интервью 
-
Интервью Ъ-Власть
-
В реформах важен результат
-
Интервью Тине Канделаки
12.04.2011 -
Интервью телеканалу «Дождь»
04.04.2011 -
«Правые станут поднимать неудобные вопросы»
интервью газете «Ведомости», 31.03.2011 -
Я не хочу постоянно стоять с протянутой рукой
Интервью журналу «Эксперт», №9 (743) -
Нужна альтернатива
-
Передача «Дневник губернатора» на радиостанции «Эхо Москвы»
17.01.2010 -
Передача «Дневник губернатора» на радиостанции «Эхо Москвы»
20.12.2010 -
«Если б я увидел червяка в тарелке, вряд ли промолчал бы»
Online-интервью Газете.ru
17.12.2010
Фотографии 
Статьи и интервью
26.03.09 |
Никита Белых: «Губернатор должен лично отвечать за все»
Никита Белых возглавил Кировскую область в декабре прошлого года. Его инаугурация состоялась 15 января 2009 года. На столь небольшом отрезке времени сложно проследить сдвиги в положении дел в регионе. Однако любопытно узнать о намерениях и действиях самого молодого руководителя российского региона в период кризиса.
- Сколько денег вы сэкономили для регионального бюджета, избавившись от личного водителя? Как он себя теперь чувствует?
- Водителя я не увольнял. Он по-прежнему работает. Внедорожник Lexus LX 570, о котором идет речь, был приобретен для прежнего губернатора, но пришел в область только в конце года. Если бы я начал работу с того, что сел на Lexus, начались бы разговоры: мол, купил себе во время кризиса машину за 4,5 миллиона рублей. Никто бы и не вспомнил, что ее заказывали задолго до моего назначения. Поэтому я решил продать этот автомобиль и пригнал из Перми свое личное авто, на котором и работает мой водитель. Просто я сам не очень люблю сидеть за рулем, да и мое знание улиц Кирова пока оставляет желать лучшего. Вдобавок по выходным я езжу по области, в которой 40 районов. Если сам сяду за руль, могу просто не доехать или поехать не туда. Lexus выставлен на продажу. Думаю, что он вряд ли достанется моим подчиненным: я урезал бюджетные расходы на приобретение служебного транспорта, оргтехники и прочего. Бюджету области вырученные деньги помогут незначительно – что такое 4,5 миллиона рублей при дефиците в 4 миллиарда?
- Сколько денег вам удалось сэкономить, оптимизировав бюджет администрации?
- Сумма пока не очень большая – около 60-70 миллионов рублей. Но таким образом мы даем сигнал муниципальным властям, у которых чиновников в два раза больше. Сейчас мы сократили численность областных чиновников на 13% – из 2,2 тысячи человек уволены около 300. Нужно было сократить 15%, но не получилось: есть чиновники, выполняющие федеральные функции, деньги на их работу выделяются из федерального бюджета. Не считая расходов на госуправление, сокращается вся расходная часть бюджета, идет пересмотр программ, принятых в 2008 году. Бюджет Кировской области – 29 миллиардов рублей. Буквально на днях я подпишу распоряжение о сокращении расходов на 500 миллионов рублей. Еще порядка 500 миллионов под сокращение есть в запасе, и в течение года я думаю еще 1 миллиард подыскать. На самом деле не последнюю роль в вопросе оптимизации расходов будет играть софинансирование областных проектов федеральным центром, например дорожное строительство.
- То есть экономить главам регионов в принципе есть на чем?
- Надо понимать, что для всех сфер сокращение финансирования очень болезненно. Там, где мы не можем сократить расходы полностью, по максимуму урезаем. В области отказались от многотиражного выпуска различной методической литературы к семинарам, выставкам. Это уже лишних 4-5 миллионов рублей. Или, если мы понимали, что, начав строительство, мы его не закончим, переносили проект на 2010 год. Когда такого понимания не было, урезали расходы на 15% независимо от того, приобретение ли это школьного транспорта или строительство пристройки к библиотеке. Люди сначала, конечно, хватались за головы, но потом поняли, что сделать это было необходимо.
- Что в условиях кризиса, на ваш взгляд, является основной проблемой именно для губернаторов? Какие антикризисные вопросы относятся только к ведению федерального центра?
- Сейчас большие проблемы у губернаторов, чьи области за последние 7-8 лет имели стабильный рост. Кировская область никогда не «жировала». Поэтому сейчас ситуация в регионах, которые последние два года были в стране локомотивами в нефтянке и металлургии, хуже, чем у нас. Везде постепенно будут сокращаться налоговые поступления в бюджет. С апреля начнут сдавать годовые балансы. Тогда станет понятно, у каких регионов какие проблемы. Сейчас основная беда – безработица. За потерей работы следует целый комплекс социальных проблем – рост уровня преступности, повышенный рост заболеваемости, суицидов. В этой ситуации федеральный центр грамотно выделил по линии Роструда 50 миллиардов рублей на создание новых рабочих мест – даже в виде общественных работ. Регионам предложили поучаствовать в этой программе. Мы стали третьей областью, которая подписала соответствующее соглашение с правительством. Из федерального бюджета нам дают 650 миллионов рублей.
- За что губернатор должен нести персональную ответственность? Можно ли разработать критерии, по которым будет оцениваться работа руководителя региона по преодолению кризиса?
- Губернатор как высшее должностное лицо в регионе должен нести персональную ответственность за все. Что касается критериев оценки работы, то, насколько я знаю, в Минрегионразвития они сейчас формируются. Думаю, они будут касаться вопросов безработицы, сферы налогового администрирования – не сколько налогов собирается, а как они собираются, растет недоимка или нет. Наверняка будут оценивать, какие усилия губернатор прилагает для сокращения госрасходов, какие принятые ранее программы включает в число приоритетных.
- Уволенные две недели назад губернаторы, по вашему мнению, не справились с этими задачами? И возможна ли дальнейшая смена глав регионов в ближайшее время?
- Оценивать решения президента, главы администрации, премьер-министра – не в моей компетенции. Кто с чем справился или не справился – тема отдельного исследования, и мне как только что назначенному губернатору оценивать работу нынешних и бывших коллег было бы некорректно.
- Вернемся к теме кризиса. Как он выглядит в цифрах в Кировской области?
- В Кировской области сейчас нет закрытых предприятий. Ну или почти нет, если считать крупные. Часть предприятий приостанавливает работу, потом вновь запускает производство, часть перешла на двух-трехдневную рабочую неделю. Другое дело, что с 1 января по 1 февраля этого года выросла задолженность по зарплате с 70 миллионов до 150 миллионов рублей. Я ожидаю снижения налога на прибыль. В прошлом году собрали около 4,5 миллиарда рублей, в нынешнем хорошо бы выйти хотя бы на 3 миллиарда. То есть потери бюджета за этот год составят 2-2,5 миллиарда рублей. Учитывая, что бюджет на 2009-й принимали из расчета потерь в 2 миллиарда, общий дефицит составит 4 миллиарда. Поэтому все сокращения расходов сейчас направлены на то, чтобы выйти на показатель, заложенный в прошлом году.
- Что происходит на рынке труда Кировской области? Велика ли безработица, создаются ли новые рабочие места и в каких именно сферах? В каких отраслях есть необходимость в кадрах?
- Сейчас на учете в службе занятости состоит около 11 тысяч безработных. По пессимистичным прогнозам, к концу года их станет около 36 тысяч. При этом потребность в кадрах есть всегда. Другое дело, насколько эти потребности адекватны востребованным специализациям и зарплате. Нет недостатка в вакансиях экономистов, юристов, специалистов на селе. Но в село народ и раньше не стремился, сейчас – тем более.
- Чем вам помогает опыт работы на посту вице-губернатора Пермского края в борьбе с кризисом?
- Что до экономической составляющей, то времени на то, чтобы во все вникнуть, мне требуется мало. Есть понимание повышения инвестиционной привлекательности региона, поддержки малого бизнеса. В этом смысле Пермский край и Кировская область схожи.
- Если предположить, что вы член правительства России, то какие антикризисные меры вы могли бы предложить с учетом приобретенных в регионе знаний?
- Не готов сейчас говорить в масштабах всей страны. Специфика у регионов разная. Но скажем так: пока я не уверен, что меры по преодолению кризиса, предложенные федеральными властями, достаточно освоены губернаторами.
- Вы предложили вернуть областному центру Кирову его историческое название – Вятка. Сколько на это понадобится денег, где вы их собираетесь сейчас брать? Что кировчане думают об этой инициативе?
- Сформирована рабочая группа по изучению общественного мнения. Сумма на переименование требуется не слишком большая – около 6 миллионов рублей, из них 2 миллиона уйдет на переоборудование двух стел на въездах в город. Представители бизнеса готовы взять эти затраты на себя. Моя задача – понять, как к этой инициативе относятся граждане и сколько денег на это потребуется. Некоторые кировчане говорят, что во время кризиса это делать нецелесообразно. Но когда их спрашиваешь, готовы ли они к возвращению исторического названия без затрат из регионального бюджета, они соглашаются. Поэтому я говорю: давайте обсуждать.
- Правительственная программа борьбы с безработицей предусматривает выделение средств на открытие собственного дела. Но на местах эта инициатива трансформируется. Так, к примеру, власти Ярославской области намерены привлечь к общественным работам в этом году 29 тысяч человек, а деньги на открытие своего бизнеса могут дать только 40 землякам. Как вы смотрите на эту проблему, что намерены сделать в своей области?
- Сейчас на реализацию этой программы из выделенных нам 650 миллионов рублей направили 13 миллионов. Если будет необходимость, то мы можем в соответствии с программой перенаправить часть средств из других сфер в эту. Мы исходим из потребностей жителей области.
- Давал ли президент Медведев вам лично какие-то поручения по борьбе с кризисом?
- Поручение было одно: грамотно и эффективно руководить вверенным мне регионом.
Кировская область
Чем управляет Никита Белых
Область входит в состав Приволжского федерального округа.
Административный центр – город Киров. Территория области – 120,8 тысяч кв. км. На территории области находится: 18 городов (из них 5 – областного подчинения), 42 поселка городского типа, 4390 сельских населенных пунктов, 1 закрытое административно-территориальное образование. Население – более 1,4 млн. человек (горожан – 71,7 %).
Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, электроэнергетика. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84%.
Доходная часть бюджета области в 2008 году составила более 22 млрд. рублей (2007 год – около 19 млрд. рублей), расходная часть – 23,8 млрд. рублей (2007 год – около 20,2 млрд. рублей). Дефицит бюджета области в 2008 году – около 1,8 млрд. рублей (2007 год – более 1,3 млрд. рублей).
Биография
Никита Белых
Родился 13 июня 1975 года в Перми. В 1991-м окончил с золотой медалью физматшколу. В 1996 году окончил с красным дипломом экономический факультет Пермского госуниверситета и поступил в аспирантуру. Стажировался в Оксфорде.
1993-1998 годы – учредитель и руководитель инвесткомпании «Фин-Ист». С 1998 по 2004 год – член правления Пермской финансово-производственной группы.
С июня 2002 года – заместитель гендиректора ООО «Инвестиционно-банковская группа «Парма», с мая 2003 года – ее гендиректор.
С 1998 года – член движения «Новая сила», с 2001 года – член партии «Союз правых сил».
9 декабря 2001 года избран депутатом заксобрания Пермской области. Был заместителем, а затем председателем комитета по экономической политике и налогам, членом депутатских групп «Промышленники Прикамья» и «Союз правых сил».
С 2001 года – зампредседателя, а с 2002-го – председатель Пермского регионального отделения СПС. С 2004 года – член Федерального политсовета СПС.
В марте 2004 года был назначен вице-губернатором Пермской области. 28 мая 2005-го избран председателем Федерального политсовета СПС. 12 декабря 2007 года объявил о своей отставке с поста председателя политсовета СПС, но сразу же был переизбран. 26 сентября 2008 года вновь объявил об уходе с поста председателя и выходе из партии.
18 декабря 2008 года решением заксобрания Кировской области наделен полномочиями губернатора. Инаугурация прошла 15 января 2009 года.
Фаризова Сюзанна
Главное, сильно не экономить на дорогах. Если дороги будут такие как сейчас, или хуже, никакого экономического подъема области ожидать не придеться.
Комментарий от Ярослав — 27 марта 2009 @ 3:41
Естественно ответственность лежит всегда на первом лице.Минимизировать последствия дефицита доходной части бюджета в связи с остановом и сокращением производств в области вы знаете как- ресурсы центра(другого в ближайшей перспективе нет).Правильно активизируете чиновников на участие в проектах ФЦП. Пусть не сидят на местных ресурсах,а ищут пути как влезть в федеральные программы, пусть даже и с помощью условно говоря банок с рыжиками.
Комментарий от Николай — 27 марта 2009 @ 9:31
«Сейчас основная беда – безработица. За потерей работы следует целый комплекс социальных проблем – рост уровня преступности, повышенный рост заболеваемости, суицидов.»
Будут поддерживаться учереждения здравоохранения такие как ЦРБ и участковые больницы или их бюджеты будут также урезаны?(ведь не секрет что медицинская помощь основной массе малоимущего населения оказываеться именно в них).
Комментарий от Виктор — 27 марта 2009 @ 23:28
Если взять за постулат заявление «Губернатор как высшее должностное лицо в регионе должен нести персональную ответственность за все.», а так же состояние всеобщего «кризиса», то очень хочется увидеть шаги губернатора направленные на пилотное (или системное) внедрение огромного количества имеющихся, но неиспользуемых, энерго- и топливо- сберегающих технологий на уровнях муниципалитетов. И деньги экономяться, и предприниматели занятые в этой сфере – финансируются, и жители меньше за тепло платят. Проигрывают лишь поставщики топлива. Но, видимо, не без их активного участия все остальные сейчас в минусе.
Комментарий от SerG — 31 марта 2009 @ 9:50
Когда же будут делать дороги, ездить совсем не возможно!!!!!!!!!!!!!!
Комментарий от Hugo — 2 апреля 2009 @ 2:25
Уважаемый Никита!
Мы все хотим Вам помочь и очень за Вас переживаем.
Дайте больше свободы Территоральным Общественным Самоуправлениям, а народ не сразу, но постепенно все восстановит. За Вами останутся дороги – артерии Вашего края
Комментарий от Мартемьян — 4 апреля 2009 @ 11:46
сделайте дороги,хотя бы на три года но нормальные,неужели это так сложно?пожалуйста,будем Вам очень благодарны. Водители Вашего края.
Комментарий от Александр — 5 апреля 2009 @ 8:07
Сигнал муниципальным властям дали, и они его внимательно выслушали. Дружно посмеялись над новым губернатором, и пошли дальше разворовывать оставшееся.
Никита Юрьевич, вот слежу за вашими действиями уже три месяца, ждать надоело, спрошу прямо – вы когда собираетесь местные власти строить? Они как воровали, так и воруют, и чихать им на ваши нововведения. Или после того как Шаклеин в совет федераций пролез ситуация стабилизировалась, и теперь и Быков и Мачехин и Березин снова с нами навсегда? Вы скажите прямо, чтобы мы чудес не ждали, и затнкулись года на три-четыре.
Комментарий от Kirovchanin — 26 апреля 2009 @ 7:46
Настоящий мужчина вообще должен не бояться ответственности, а мужчина-Губернатор тем более. Если Вы возьметесь за то, на что всегда все закрывали глаза- вы получите навсегда поддержку людей, живущих в Кировской области.
Комментарий от Алла — 21 мая 2009 @ 12:32
почему после вашего приезда на радужный ССК ,ДИРЕКТОР ВАМИ ЗАКРЫВАЛСЯ,ЗАРПЛАТУ НЕ ПЛАТЯТ-хотя президент ясно говорил ,что если не справляются руководители то должен заняться этим губернатор
Комментарий от Игорь — 26 августа 2009 @ 8:04
В Вашем выступлении перед учителями области было сказано, что все учителя школ получат бесплатный интернет. А как же преподаватели техникумов? А также учителя коррекционных школ?
Комментарий от Аскаров М.Р. — 6 октября 2010 @ 21:22
Здравствуйте Белых Никита Юрьевич. Пишет вам рядовой житель г. Кирова. Повод моего письма вам, это ваша карательная налоговая деятельность по отношению к рядовым жителям. Я хотел бы знать как мне и моей семье можно выжить в городе при вашем дальнейшем руководстве.
Начнём с налога на машины. Я конечно понимаю что дороги нуждаются в ремонте. Но ваши заявления по поводу увеличения просто повергли народ в шок. Потом что-то народ выразил свои возмущения и вроде прислушались, понизить пообещали. Создать какие-то дорожные фонды, убрать налог вовсе, а ввести дополнительные пошлины на бензин.
Ну вот и первый вопрос – На сколько вы хотите поднять стоимость в нашем регионе?
Так для общего сведения. При стоимости нефти до кризиса 130 долларов за баррель бензин стоил вроде бы примерно рублей 20 за литр 92. Сейчас при стоимости барреля 80 долларов бензин стоит 22.80 руб. за литр 92. Налог за «Ниву 21013» составлял у меня 750 руб. в год. После вашего заявления поднять его в два раза он бы составил 1500 руб. Я это пережил бы. Дороги ведь чинить надо, согласен. При простом арифметическом вычисление, получается. За год я проезжаю в среднем 16000 км. 16000:100(высчитаем топливный расход)=160*12(литры на 100 км)=1920 литров я трачу в год. Что получается ? Что мне проще плоть 1500 рублей в год , если вы конечно не хотите поднять стоимость бензина на 50 копеек.
Вопрос остался – На сколько вы хотите поднять стоимость в нашем регионе? (Удивите народ . Или правильней сказать – удавите водителей зарабатывающих на жизнь!!! )
Следующие ваше заявление касающиеся налога на недвижимое имущество. Вам не кажется что ставка 2% от стоимости квартиры пустит трудовой народ померу. При зарплатах 10000 – 18000 тысяч в месяц. Не знаю какой доход вашей семьи, но доход моей составляет как раз тысяч 15000.
Вопрос – Сколько лет вам Медведев Дмитрий Анатольевич дал на формирование новых колхозов и совхозов в Кировской области ?
У меня создаётся только такое мнение по поводу ваших налоговых реформ. В городе народу много – тесно, машин много – пробки. Всех за город, пусть в земле ковыряются!? Также просто посчитаем (не учитываю ипотечников). Квартплата за двушку в панельном доме с прописанными в ней четырёх человек (Я, супруга, ребёнок, бабушка) составляет в среднем 3500 руб. (моя доля квартплаты). 1350 руб. плата за детский садик. Интернет, телефон и каб.тв ещё 1000 руб. Сотовая связь примерно 600 руб. 7000 руб. продукты на троих (без излишков). Получается примерно 13000 руб. К этой сумме прибавьте остальные расходы : праздники (подарки), лекарства, одежда (верхняя и нижняя), машина, на развитие ребёнка и т.п. И как вы считаете смогу ли Я дополнительно в свои расходы добавить ваш амбициозный налог на квартиру. Как я примерно прикинул сумма составит около 30000 рублей.
Вопрос – А у вас вакантной должности с зарплатой так 40000-50000 рублей не найдётся ???
Ну а если серьёзно, я согласен что налог на недвижимое имущество (квартира) в размере 40 рублей в год это смешно, и он требует пересмотра. НО не настолько же !!! Давайте смотреть реально. 150 руб. в месяц , 1800 руб. в год. Это честная ставка.
Надеюсь что к моему письму вы присмотритесь. Обидеть не кого не хотел, но уже просто накипело. Хотелось бы не только ответа, но и действий.
vas1629@rambler.ru
Комментарий от Дмитрий — 10 октября 2010 @ 17:55
Никита Юрьич, Вас же «яблочники» предупреждали, что не получится построить островок порядочности и честности в океане коррупции и кумовства, зачем Вы полезли то в губернаторы? Только «замараетесь», получите ярлык балабола (мол, столько пообещал, а ничего не сделал). Дело даже не в том кто губернатор, а в том, кто правит страной в целом. В том, кто устанавливает «всеобщую атмосферу». Людей в Кремле и в Белом Доме надо менять (ну и до кучи – в ГосДуме). А пытаться наладить нормальную демократию с ответственностью власти перед народом, в отдельно взятом регионе, у Вас просто не получится. Это всё равно что протекающую дамбу пытаться пальцами заткнуть. Протечек всё больше, а пальцев то – не прибавляется.
С уважением.
Комментарий от Евгений — 26 февраля 2011 @ 17:07
Ув,Никита,Почему грудные дети плотят 100процентов за квартирную плату?
Комментарий от денис — 16 июля 2011 @ 19:56